Воспитание и развитие | 27 апреля
«Важно не то, что ребёнок уже умеет, а то, чему он может научиться».
Основные идеи Выготского
• Ребёнку можно уступить, чтобы в конечном итоге достичь успеха в коммуникации.
• Давайте ребёнку почувствовать себя важным, ценным, уважаемым.
• Достоинства есть у всех детей.
• Можно превратить слабые стороны ребёнка в сильные.
• Капризы — не прихоть, а проявления проблем.
• За игрой можно всему научиться.
• Маленькие дети не умеют обманывать, они учатся этому у нас.
• Позднее развитие так же плохо, как и раннее.
• Помогайте ребёнку исследовать мир.
1. Важно не то, что ребёнок умеет, а то, чему он может научиться. Так называемая теория зон ближайшего развития ребёнка.
Не требуйте невозможного. Не ждите в пять лет правильного решения уравнений, если ребёнок не проводит дни и часы за учебником алгебры. Ставьте небольшие цели: это задача, которую ребёнок пока не способен решить сам, но вот-вот сможет. Не надо думать, что человек отожмётся 200 раз, если сейчас может только 10, или напишет стихотворение, едва выучившись читать. Ученика можно оценивать по зонам развития: что-то он может выучить сам, а что-то — только с помощью родителя или учителя. Ставьте реальные цели.
2. Свободная игра развивает ребёнка. Сегодня всё дошкольное образование строится вокруг игрового обучения. И Выготский тут тоже был первым, придумав подход «Учимся играя».
Навыки и умения важны, но они придут после, а первое знакомство с ними должно произойти через игру. Творческая игра развивает мышление, память, воображение, она многопредметна и всепроникающа. Игра важна для речи, помогает ребёнку узнавать мир, отношения, предметы, понятия, даёт ему возможность быть и чувствовать себя кем-то.
3. Задача взрослых — помогать развиваться. Очень важна среда, в которой находится ребёнок. Это и родители, и педагоги, и другие дети. А важнее всего в развитии прогресс.
Выготский сформулировал один из принципов образования, которое мы сейчас называем прогрессивным: важным должно быть не то, чему ребёнок уже научился, а то, чему он вообще способен в этой школе научиться, и есть ли ему куда развиваться.
Учитель в такой школе помогает, развивает, поддерживает ребёнка и личность в нём. Педагоги, по Выготскому, должны думать не о системе образования, а о судьбах детей. И школа должна сделать шаг от системного общего образования по программе и стандартам к индивидуальным вариантам развития.
4. Оценки — не главное. Все пятёрки не равны друг другу, а тройки в дневнике вообще могут свидетельствовать только о положении ребёнка в классе и внимании к нему педагога. Главным должно быть развитие ребёнка в школе.
«Сама по себе двойка есть только отрицательное описание состояния знаний программы у этих детей, но она не говорит, что же эти дети вообще получили в школе», — писал Выготский.
5. Единая трудовая школа. Воспитание — не втискивание ребёнка силой в окружающую среду, а формирование яркой личности, смотрящей в будущее, способной к творчеству и развитию. Его не надо «воспитывать», он должен самовоспитаться.
Это возможно при верной организации процесса воспитания и сотрудничестве со взрослыми. Воспитатель должен быть наставником, направлять и регулировать развитие ребёнка, когда это необходимо.
Воспитывая ребёнка, нельзя опираться на то, что это ребёнок в общепринятом смысле слова, — нужно в нём видеть самостоятельного участника жизненных процессов. Нужно опираться на взрослость, особенно у подростков.
Приобщайте детей к общественно полезным делам, таким образом они будут самодисциплинироваться, нести ответственность за свои действия и, опираясь уже на свой прожитый опыт, научатся ещё большему.
Поделитесь вашими примерами воспитания детей. В каких процессах вы принимаете совместное участие? Что наполняет вас лёгкостью взаимодействия и радостью жизни?