Блог

Развивающие игры | 25 февраля

ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ИГРЫ ДЕТЕЙ ЗАКОННЫ, ОБРАЗУЮТСЯ ИЗ НИХ ЗАКОННЫЕ МУЖИ

Мы взяли эти слова Платона как заголовок для нашей публикации про древнегреческие школы. Нас впечатлила та простая мудрость, с которой они были устроены.

Приведём слова Е. А. Покровского из книги 1886 г. «Детские игры»:

Ни один народ на свете не любил и не ценил так высоко в деле частного и общественного воспитания разнообразных игр — детских и народных, — как древние греки.

Эти игры ставились у них наряду с умственным и изящным образованием и были плодом стремления греков к прекрасному, так как здесь требовалась также изящная соразмерность, самообладание и ловкость тела.

Древнегреческий ребёнок до семи лет обыкновенно находился под кровом родителей и как можно более оставался на свежем воздухе. А затем с наступлением отрочества он поступал в общественную школу, где обучение начиналось с наиболее лёгких и весёлых игр и переходило уже к наиболее трудным.

Наряду с помещениями для гимнастики, устраивались обширные залы для философов, ораторов, любителей музыки и т. д. Случалось и так, что школы и гимназии устраивались в одном здании, и в то время как в первых шумели отроки за своими играми, во вторых юноши состязались между собой в гимнастических упражнениях. В соседстве с ними, в особых залах, мужи и старцы, историки и поэты, ораторы и артисты вели между собой продолжительные, оживлённые разговоры, читали свои сочинения, пели и музицировали.

В таких школах росли и развивались отроки и юноши. И в них-то и создавался тот замечательный тип древнего грека, который история рисует нам так: он был высокого роста, имел открытую физиономию, высокий лоб, был мощный, стройный, элегантный, прекрасно державшийся в обществе, страстный любитель музыки, поэзии, философии и наук. Он отличался вечной свежестью и бодростью духа, трезвым пониманием вопросов жизни и пользовался завидным здоровьем, позволявшим ему доживать до глубокой старости.

Лучшие люди Греции всегда готовы были первые дать пример детям в играх, признавая в них большой смысл для будущего развития. Спартанский царь Агесилай не стыдился ездить с детьми на палочке верхом; философ Анаксагор, отказывавшийся от всяческих почестей при жизни, тем не менее в своём завещании просил, как лучшей почести, о том, чтобы в день его смерти устроены были игры молодёжи; Гераклит устраивал около храма Артемиды в Эфесе игры для мальчиков; Сократ в Афинах сам не раз участвовал в играх с детьми и т. д.

А на каких играх росли вы? Какие игры помогут воспитать поколение сильных духом, достойных детей Родины?