Блог

Развиваем сознание | 11 марта

ПУТЬ К ЗВЁЗДАМ

Ломоносов о воспитании и служении: уроки для будущего

Михаил Васильевич Ломоносов, один из величайших учёных и мыслителей России, оставил глубокое наследие не только в науке, но и в педагогике и воспитании — и его идеи до сих пор актуальны. В его философии воспитания ключевыми являются два аспекта: учёт природных склонностей детей и формирование любви к Родине.

Природа человека и воспитание

Ломоносов рассматривал природу человека как иерархическую систему, в которой существует «нижняя», чувственная и эгоистическая, природа и «высшая» — духовная, основанная на любви к Отчизне. Цель воспитания — формирование человека, главными качествами которого являются высокая нравственность, любовь к науке и знаниям, трудолюбие и бескорыстное служение Родине.

Наука как служение

Науку, как и литературу, Ломоносов рассматривал как общественное служение. В одном из своих писем он перечислял экономические проблемы, описанные им в разное время по отдельности, но которые могут быть объединены в следующие задачи:

Сохранение и размножение Российского народа

Истребление праздности

Исправление нравов

Исправление земледелия

Исправление и размножение ремесленных дел и художественных

Улучшение польз купечества

Улучшение Государственной экономии

Сохранение военного потенциала во время долговременного мира.

Все эти задачи он считал важнейшими для укрепления государства и процветания народа.

Ломоносов не ограничивал себя только теоретическими исследованиями — он внедрял свои гениальные открытия в практику, делая их полезными для развития страны.

Он сам и его работы стали ярким примером того, как любовь к Родине и искреннее стремление служить ей могут привести к великому результату.

Вдохновляющий пример

Ломоносов не ставил границ своему познанию Мироздания и всегда стремился к расширению горизонтов.

Он оставил в веках такое наследие, что врагам Отечества никогда не удастся убедить нас, что мы нищи величием мысли, творческим полётом души, масштабностью задач и дерзостью устремлений. Наш народ обладает древней историей и неимоверным потенциалом в науке и культуре, который нельзя игнорировать или уменьшать.

Что бы сказал Ломоносов о Грядущем?

Если бы Михаил Васильевич Ломоносов мог взглянуть на образ Грядущего, он наверняка бы отметил важность преемственности в образовании и воспитании.

Мы, как и он, должны воспитывать в себе и в наших потомках любовь к Родине, стремление к знаниям и к служению на благо общества!