Блог

История | 11 марта

ФАЛЬСИФИКАТЫ В ИСТОРИИ — ГЛЯДИ В ОБА

Тему фальсификации истории стали активно обсуждать в эпоху 1990-х. Тогда, как грибы после дождя, возникали псевдоисторики и разоблачали «вопиющие подделки советского прошлого». Так отвлекалось внимание от более значимых исторических подделок.

На самом деле первые фальсификаты появились намного раньше: ещё при Михаиле Фёдоровиче (первом правителе из династии Романовых), потом при Петре I, при Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, при Александре I… И затем уже в 1920-е годы — в период становления Советской власти и в 1950-е — во времена Хрущёва.

Цели преследовались разные:

• скрыть неудобную правду;

• одних правителей возвысить, других очернить;

• затереть события, где наш народ являл истинное величие духа;

• внушить образ «никчёмных и угнетённых предков»; 

• внушить вину и пренебрежение за недостойные дела правителей.

Только представьте, что будет, если:

1. Убедить народ в том, что его предки не смогли навести порядок на своей земле и призвали на царство заморского князя («Повесть временных лет» — призвание норманна Рюрика на Русь).

Ведь такой народ будет чувствовать себя несамостоятельным и будет искать опору вовне.

2. Убедить народ, что его предки в течение 200 лет находились под игом неких кочевников, платили им дань, отдавали своих женщин и позволяли регулярно себя грабить («Лаврентьевская летопись» — история татаро-монгольского ига).

3. А настоящее иго (правление последней царской династии), наоборот, тщательно скрывать. Внушить всем, что Романовы внесли весомый вклад в развитие страны. Делать акцент на их благодеяниях в художественных фильмах, в литературе, в СМИ… При этом обходить стороной главную тему, за счёт которой эта династия продержалась у власти 300 лет, — тему крепостного права, а точнее, узаконенного рабства.

4. А после того как народ свергнет царей-угнетателей, затем победит фашизм в Великой Отечественной войне, убедить его в обратном: что живёт он не в стране-победительнице, а в империи зла, и правитель, с которым он сокрушил фашизм, — не вождь народа, а кровавый тиран (20-й съезд КПСС. Доклад «О культе личности и его последствиях», основанный на сфальсифицированных документах по репрессиям).

Какие уроки мы можем из этого извлечь?

1. Исторические фальсификаты, в которые поверили миллионы, могут создавать совершенно иную реальность.

2. Громкие темы в истории зачастую отвлекают от более важных тем, которые фальсификаторам нужно скрыть.

3. Изучая историю, полезно задаваться вопросом: к чему побуждает та или иная летопись, исторический документ и кому это выгодно?

Уметь анализировать и сравнивать, включать критическое мышление, доходить до сути и выявлять историческую правду — жизненно необходимо, так как сегодня большинство войн ведётся не на поле боя, а в информационной среде за умы людей. Это нужно нам, это нужно нашим детям.

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», — так завещал великий русский учёный М. В. Ломоносов.

Россия всегда была, есть и будет великой державой! Так давайте же будем достойны этого величия!