Блог

Музыка | 27 апреля

ЭНГАРМОНИЧЕСКИЙ РОЯЛЬ

Это уникальный музыкальный инструмент, который ещё в XIX веке изобрёл князь Владимир Одо́евский — последний представитель рода Одо́евских — одной из старших ветвей Рюриковичей.

Владимир Фёдорович Одо́евский был очень разносторонним и увлечённым человеком: занимался литературой, физикой, акустикой, химией, астрономией, медициной, географией, сочинял музыку, играл на органе и фортепиано, был одним из основоположников русского музыкознания.

Однажды он всерьёз увлёкся народной музыкой. Размышляя о том, как она устроена, и анализируя ладовую организацию песен, он пришёл к выводу, что мелодии народных песен не совпадают со звуками фортепианных клавиш. Они имеют другой лад. 

Это открытие вдохновило его сконструировать свой музыкальный инструмент — энгармонический клавицин, настроенный как раз в «естественной гамме» народных песен.

«…я разобрал всё до тонкости и могу указать в немногих рукописях, бывших у меня под рукою, целую теорию нашей исконной мелодии и гармонии, отличную от Западной и весьма глубокую…» — отрывок из письма к Ивану Сахарову.

По механике клавицин был устроен как молоточковое фортепиано, только имел не 12, а 19 клавиш в октаве. То есть все чёрные клавиши оказались поделены на две, а также добавлено по клавише между «си» и «до» и между «ми» и «фа».

Одоевский полагал, что «у русского простолюдина с музыкальным дарованием ухо ещё не испорчено». И поэтому так важно не загружать его звуками заморских инструментов, а создавать свои музыкальные инструменты под тонконастроенный русский слух. А со временем исправить все искажения в нашей исконной мелодии, на которые покусились Прачи, Варламовы и другие немцы.

Владимир Фёдорович хотел играть на энгармоническом рояле русские песни. Он горел идеей, чтобы русские композиторы пошли по особому музыкальному пути, отличному от европейского, и стали писать музыку в своём исконном «русском» строе.

К сожалению, произведения к клавицину, написанные Одоевским, сегодня не исполняются, так как сам инструмент остался в единственном экземпляре и хранится лишь как музейный экспонат.

И это неудивительно. В прошлом предпринималось множество попыток вернуть гармонию в наш мир, но, к сожалению, не все они пропускались костной, консервативной средой.

Однако стоит снова и снова пробовать, экспериментировать и верить в успех. Именно так действовали искренние новаторы. Благодаря им светлое и прекрасное никогда не исчезнет из нашего мира!

Предлагаем вам насладиться музыкальными сочинениями Одо́евского, проникнуться духом и творчеством этого одарённого человека.