Блог

Музыка | 27 апреля

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ МУЗЫКОЙ ХОТЕЛ ОБНЯТЬ МИР

Так говорил о гениальном композиторе, философе, музыканте Александре Николаевиче Скрябине его друг, поэт Константин Дмитриевич Бальмонт. Это ему он посвятил следующие строки:

Сперва играли лунным светом феи,
      Мужской диез и женское бемоль.
      Изображали поцелуй и боль.
      Журчали справа малые затеи,
     
      Прорвались слева звуки-чародеи,
      Запела воля вскликом слитых воль.
      И светлый эльф, созвучностей король,
      Ваял из звуков тонкие камеи.
     
      Завихрил лики в токе звуковом.
      Они светились золотом и сталью,
      Сменяли радость крайнею печалью,
     
      И шли толпы. И был певучим гром,
      И человеку бог был двойником —
      Так Скрябина я видел за роялью.

О гениальности Александра Николаевича можно рассказать многое. Человек с абсолютным слухом, с цветовым восприятием каждого звука, виртуозным исполнением и новаторством в написании музыки.

Современники отмечали, что в конце произведений он не заканчивал играть, а прекращал. Он стал менять структуру произведений, сложившуюся веками. В его сонатах, симфониях было столько частей, сколько нужно было для передачи замысла.

«Надо, чтобы получилась форма, как шар, совершенная, как кристалл, — любил он повторять, — я не могу кончить раньше, чем почувствую, что шар есть».


Он чувствовал симфониями света.
      Он слиться звал в один плавучий храм —
      Прикосновенья, звуки, фимиам
      И шествия, где танцы как примета,
     
      Всю солнечность, пожар цветов и лета,
      Всё лунное гаданье по звездам,
      И громы тут, и малый лепет там,
      Дразненья музыкального расцвета.
     
      Проснуться в небе, грезя на земле.
      Рассыпав вихри искр в пронзённой мгле,
      В горенье жертвы был он неослабен.
     
      И так он вился в пламенном жерле,
      Что в смерть проснулся с блеском на челе.
      Безумный эльф, зазыв, звенящий Скрябин.

В своей статье «Звуковой зазыв» Константин Дмитриевич Бальмонт писал о нём так:

«…есть гении, которые не только гениальны в своих художественных достижениях, но гениальны в каждом шаге своём, в улыбке, в походке, во всей своей личной запечатлённости. Смотришь на такого: это — дух, это — существо особого лика, особого измерения. Таков был Скрябин».

События, произошедшие в жизни Скрябина, которые могли его сломать, сделали его философом. Проживая в веке нарастающих революционных настроений, он предлагает иной путь для человечества: уход от духа войны к возвеличиванию человеческого духа.

«Искусство должно быть праздником, должно поднимать, должно чаровать», — повторял он свою любимую мысль.

Его незавершённая мечта — «Мистерия», которой он посвятил последние 10 лет жизни, была задумана как мирный переформат пространства в сторону обновлённого, гармоничного мира на Земле, мира Человека-Творца.

В этом масштабном произведении он хотел «соединить небо и землю» посредством самой музыки, резонирующей с самыми лучшими качествами и состояниями души человека, сыграть на струнах души. Для этого планировал ввести хор, шествия, краски, поэзию, перетекающую архитектуру, ароматы. Предполагалось задействовать 7 тыс. человек, а для обучения этих участников-исполнителей планировалось открыть школу.

Проживая жизнь, в которой всё было сонаправлено с этой мечтой, он отмечал, что постоянно пребывает в состоянии радости и наполненности!

Много столетий человек воюет с самим собой и, как следствие, со всем миром. Гений Скрябина подсказывает человечеству, что в храме внутри нас можно установить мир, и этот мир рождается музыкой!..

Друзья, предлагаем поразмыслить о том, как распознать дух войны внутри себя и что, по-вашему, означает переход к величию духа человеческого?