Музыка | 27 апреля
Так говорил о гениальном композиторе, философе, музыканте Александре Николаевиче Скрябине его друг, поэт Константин Дмитриевич Бальмонт. Это ему он посвятил следующие строки:
Сперва играли лунным светом феи,
Мужской диез и женское бемоль.
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи,
Прорвались слева звуки-чародеи,
Запела воля вскликом слитых воль.
И светлый эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.
Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью,
И шли толпы. И был певучим гром,
И человеку бог был двойником —
Так Скрябина я видел за роялью.
О гениальности Александра Николаевича можно рассказать многое. Человек с абсолютным слухом, с цветовым восприятием каждого звука, виртуозным исполнением и новаторством в написании музыки.
Современники отмечали, что в конце произведений он не заканчивал играть, а прекращал. Он стал менять структуру произведений, сложившуюся веками. В его сонатах, симфониях было столько частей, сколько нужно было для передачи замысла.
«Надо, чтобы получилась форма, как шар, совершенная, как кристалл, — любил он повторять, — я не могу кончить раньше, чем почувствую, что шар есть».
Он чувствовал симфониями света.
Он слиться звал в один плавучий храм —
Прикосновенья, звуки, фимиам
И шествия, где танцы как примета,
Всю солнечность, пожар цветов и лета,
Всё лунное гаданье по звездам,
И громы тут, и малый лепет там,
Дразненья музыкального расцвета.
Проснуться в небе, грезя на земле.
Рассыпав вихри искр в пронзённой мгле,
В горенье жертвы был он неослабен.
И так он вился в пламенном жерле,
Что в смерть проснулся с блеском на челе.
Безумный эльф, зазыв, звенящий Скрябин.
В своей статье «Звуковой зазыв» Константин Дмитриевич Бальмонт писал о нём так:
«…есть гении, которые не только гениальны в своих художественных достижениях, но гениальны в каждом шаге своём, в улыбке, в походке, во всей своей личной запечатлённости. Смотришь на такого: это — дух, это — существо особого лика, особого измерения. Таков был Скрябин».
События, произошедшие в жизни Скрябина, которые могли его сломать, сделали его философом. Проживая в веке нарастающих революционных настроений, он предлагает иной путь для человечества: уход от духа войны к возвеличиванию человеческого духа.
«Искусство должно быть праздником, должно поднимать, должно чаровать», — повторял он свою любимую мысль.
Его незавершённая мечта — «Мистерия», которой он посвятил последние 10 лет жизни, была задумана как мирный переформат пространства в сторону обновлённого, гармоничного мира на Земле, мира Человека-Творца.
В этом масштабном произведении он хотел «соединить небо и землю» посредством самой музыки, резонирующей с самыми лучшими качествами и состояниями души человека, сыграть на струнах души. Для этого планировал ввести хор, шествия, краски, поэзию, перетекающую архитектуру, ароматы. Предполагалось задействовать 7 тыс. человек, а для обучения этих участников-исполнителей планировалось открыть школу.
Проживая жизнь, в которой всё было сонаправлено с этой мечтой, он отмечал, что постоянно пребывает в состоянии радости и наполненности!
Много столетий человек воюет с самим собой и, как следствие, со всем миром. Гений Скрябина подсказывает человечеству, что в храме внутри нас можно установить мир, и этот мир рождается музыкой!..
Друзья, предлагаем поразмыслить о том, как распознать дух войны внутри себя и что, по-вашему, означает переход к величию духа человеческого?